72020Окт

7 октября 2020 – Всемирный день психического здоровья

Постоянно ускоряющейся темп жизни, разнообразил сферу человеческой деятельности, новые требования к критериям и возникновение новых профессий актуализировали проблему стрессовых ситуаций. На современном этапе развития типологии и особенно практической психологии в области профилактики и предотвращения профессиональных стрессов имеется множество практических методик и теорий, объясняющих происхождение данного явления человеческой психики.

Стресс – термин, введенный канадским ученым Гансом Селье в 1936 году. «Стресс – это психологический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Распространено мнение, что стресс – это общий адаптационный синдром из всей сферы жизнедеятельности человека.  Стресс есть необходимый компонент любой деятельности, представляющий собой систему напряжений, которая возникает с одной стороны – от условий и средств деятельности, с другой стороны – в результате взаимодействия мотивов деятельности. Под стрессами понимают факторы внутренней и внешней среды, которые вызывают состояние напряжения, или стресс. Многие профессии связаны с множеством психологических и физических нагрузок, которые и являются основными причинами возникновения внутренних психических «конфликтов».

Сложную (сверхсложную или  экстремальную), среднюю  и   простую профессиональная деятельность человека.

К сверхсложным профессиям в отношении экзогенных психических влияний относятся профессии, связанные с сильным эмоционально-психическим, умственным напряжением, и работой в  условиях экстремальных внешних (климатических, функциональных и пр.) воздействий  или  требующей  постоянной концентрации и напряжение  нервной деятельности. Например, работа космонавтов на арбитражных станциях (небольшой коллектив, ограниченная коммуникативная свобода, экстремальные условия проживания и т. д.) геологов, топографов, геодезистов, метеорологов, альпинистов, военных, репортеров, служб ПВО, авиаторов.

К средней сложности относятся профессии связанные с напряжёнными умственными, физическими и эмоциональными нагрузками – это ученые-исследователи естественнонаучной области, спортсмены, работники системы образования, врачи-хирурги технические работники предприятий промышленного значения с непрерывным производственным циклом и некоторые другие.

К простым, в отношении внешних психических и умственных нагрузок относят  работника сферы обслуживания, коммунальной и гуманитарной, не связанные с постоянным общением профессии. Данная классификация, предложенная Ф. Смитом, не является основополагающей, стрессовые ситуации не обходят ни одну из существующих профессий.

Внешние факторы воздействия формируются и складываются из ряда причин социального, личностно- коммуникативного, профессионального и географических и эстетических обусловленностей места, времени, режима работы, коллектива (малой группы), требований к тому или другому виду деятельности, профессионального долга и ответственности.

Социальные факторы – это совокупность производственных, социальных отношений общего социального положения (состояния) индивидуального социального положения (состояния), материальной обеспеченности и экономической-политической обстановки влияющих на психику индивида через СМИ, литературу, прочие.

Профессиональные факторы обуславливают характер профессиональной деятельности – умственной, умственно-психологической, физической, манипулятивной, творческой (художественной) и комплексной..

Географическая и этическая обусловленность состоит в конфликте или чрезмерном напряжении интеллектуальных и физических сил в непривычных для той или иной личности географических условиях или этносоциальной среде (работа, связанная с многочисленными командировками, дипломатическая деятельность). Эмоционально-психические перегрузки также являются причинами стрессовых ситуаций. Временной и режимный фактор влияет на психическое представляет следующее:

  • «сова» (ночное и вечернее время суток);
  • «жаворонок» (утреннее и дневное время суток);
  • «голубь» (аритмики).

Несоблюдение внутреннего режима с режимом и временем профессиональной деятельности, вызывает необходимость напряжения нервно-психической энергии, ее «перебалансировка» и как результат – перенапряжение, психическая усталость, стресс.

Все вышеперечисленные факторы носят внешний характер и относятся к внешним воздействиям на внутренний психический мир человека.

Внутренние факторы можно условно назвать структурно-личностными, так как зависят от индивидуальных особенностей личности.

Признаки  стрессового  напряжения.

  • Слишком  частые  ошибки  на  работе.
  • Ухудшается  память.
  • Слишком  часто  возникает  чувство  усталости.
  • Довольно  часто  появляются  боли(голова,  спина, область  желудка).
  • Появляется  возбудимость, раздражительность.
  • Работа  не  доставляет  прежней  радости.
  • Потеря  чувства  юмора.
  • Возрастает  количество  выкуриваемых  сигарет.
  • Пристрастие  к  алкогольным  напиткам.
  • Повышение  аппетита  или  потерян  вкус  к  еде.